Наименование
опыта должно соответствовать следующим
требованиям:
отражение
в формулировке связи «результат -
средство» (или «средство - результат»,
«средство - процесс»);
конкретность
формулировки;
корректное
использование педагогических и
психологических терминов;
отсутствие
«глобализма».
Условие
возникновения, становления опыта
(необходимые сведения о микрорайоне,
социальной среде, классе).
Обоснование
актуальности и перспективности опыта,
его
практической значимости для повышения
качества учебно-воспитательного
процесса в школе:
В какой
мере данный опыт способствует решению
задач, поставленных перед школой.
Какие
противоречия и затруднения, встречающиеся
в массовой практике, решаются в данном
опыте.
Противоречия
– несоответствие
между желаемым состоянием и действительным.
Если не удается сразу сформулировать
противоречие, можно пойти по шагам:
признаки негативного состояния –
проблемная ситуация – противоречие –
проблема.
Ведущая
педагогическая идея опыта – центральная
основная мысль, вытекающая из опыта и
предусматривающая вариативность форм
её применения; это выделение главного,
наиболее существенного в деятельности
автора опыта.
Некоторые
идеи педагогов-новаторов:
идея
сотрудничества педагогов и школьников
на основе взаимного уважения и доверия;
идея учения
без принуждения, основанная на
переживании радости познания мира,
на подлинном интересе;
идея
максимальной помощи ученику в познании
и самоутверждении;
идея
свободного выбора;
идея
опережения;
идея
укрупненного, «крупноблочного»
изучения материала;
идея
коллективного и индивидуального
самоанализа деятельности школьников
и др.
Теоретическая
база.
Здесь
необходимо четко указать, что конкретно
на основе той или иной научной идеи
разрабатывается автором опыта.
Основополагающие
педагогические теории:
«Теория
поэтапного формирования умственных
действий» - П.Я. Гальперин;
«Теория
активизации учебно-воспитательного
процесса» - Т.И.Шамова и др.
Технология
опыта –
система конкретных педагогических
действий, организация, содержание,
формы, методы, приёмы обучения, воспитания.
Постановка
целей и задач данной педагогической
деятельности.
Представление
конечного результата.
Организация
учебно-воспитательного процесса.
Способ
включения учащихся в учебную деятельность,
его анализ.
Содержание
образования.
Обоснование
причин изменений в содержании образования.
Описание приёмов изменения содержания
образования. Соответствие содержания
поставленным целям и задачам.
Формы
и методы учебно-воспитательной работы,
их
оптимальный выбор в соответствии с
поставленными целями и задачами,
технология их применения.
Результативность
В этом разделе
необходимо показать связь полученных
результатов с поставленными целями,
задачами и способами деятельности
учителя и учащихся. Результат лучше
оформлять в виде сравнительных диаграмм
или таблиц.