Оформление темы самообразования.
Примерная структура опыта работы.
Информационный раздел.
Тема опыта (наименование опыта).
Наименование опыта должно соответствовать следующим требованиям:
отражение в формулировке связи «результат - средство» (или «средство - результат», «средство - процесс»);
конкретность формулировки;
корректное использование педагогических и психологических терминов;
отсутствие «глобализма».
Условие возникновения, становления опыта (необходимые сведения о микрорайоне, социальной среде, классе).
Обоснование актуальности и перспективности опыта, его практической значимости для повышения качества учебно-воспитательного процесса в школе:
В какой мере данный опыт способствует решению задач, поставленных перед школой.
Какие противоречия и затруднения, встречающиеся в массовой практике, решаются в данном опыте.
Противоречия – несоответствие между желаемым состоянием и действительным. Если не удается сразу сформулировать противоречие, можно пойти по шагам: признаки негативного состояния – проблемная ситуация – противоречие – проблема.
Ведущая педагогическая идея опыта – центральная основная мысль, вытекающая из опыта и предусматривающая вариативность форм её применения; это выделение главного, наиболее существенного в деятельности автора опыта.
Некоторые идеи педагогов-новаторов:
идея сотрудничества педагогов и школьников на основе взаимного уважения и доверия;
идея учения без принуждения, основанная на переживании радости познания мира, на подлинном интересе;
идея максимальной помощи ученику в познании и самоутверждении;
идея свободного выбора;
идея опережения;
идея укрупненного, «крупноблочного» изучения материала;
идея коллективного и индивидуального самоанализа деятельности школьников и др.
Теоретическая база.
Здесь необходимо четко указать, что конкретно на основе той или иной научной идеи разрабатывается автором опыта.
Основополагающие педагогические теории:
«Теория поэтапного формирования умственных действий» - П.Я. Гальперин;
«Теория программированного обучения» - Т.А. Ильина, Н.Ф. Талызина;
«Теория содержательного обобщения» - В.В.Давыдов;
«Теория развития познавательного интереса» - Т.В.Щукина;
«Теория оптимизации обучения» - Ю.К.Бабанский;
«Теория проблемного обучения» - М.И.Махмутов, И.Я.Лернер, М.Н.Скаткин, А.М.Матюшкин;
«Теория активизации учебно-воспитательного процесса» - Т.И.Шамова и др.
Технология опыта – система конкретных педагогических действий, организация, содержание, формы, методы, приёмы обучения, воспитания.
Постановка целей и задач данной педагогической деятельности.
Представление конечного результата.
Организация учебно-воспитательного процесса.
Способ включения учащихся в учебную деятельность, его анализ.
Содержание образования.
Обоснование причин изменений в содержании образования. Описание приёмов изменения содержания образования. Соответствие содержания поставленным целям и задачам.
Формы и методы учебно-воспитательной работы, их оптимальный выбор в соответствии с поставленными целями и задачами, технология их применения.
Результативность
В этом разделе необходимо показать связь полученных результатов с поставленными целями, задачами и способами деятельности учителя и учащихся. Результат лучше оформлять в виде сравнительных диаграмм или таблиц.