Среда, 08.01.2025, 20:40
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт учителя математики

Категории раздела
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 62
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Работа с опорными конспектами

Перед каждым учителем стоит проблема подбора  таких  форм  и методов работы, которые приводили бы к достижению положительного результата. Одним из таких методов работы является организация учебного  процесса  на основе использования опорных конспектов. 

 

Каким же образом строится учебный процесс при использовании данной методики?

·        Материал темы делится на крупные блоки, имеющие смысловую и логическую завершенность, по каждому блоку составляется опорный конспект.

·        Опорный конспект представляет собой лист с рисунками, формулами, отдельными фразами и словами, в которых закодирована определенная информация.

·        Необходимость конспектов (схем, сигналов) обусловлена тем, что в каждом классе занимаются ребята с разными способностями, с различным темпом усвоения изучаемого материала.

·         Виды опор могут быть разными, но общий принцип, сформулированный педагогами-новаторами, таков: «чтобы даже слабый ученик мог отвечать у доски достаточно свободно, не задерживать и не сбивать темп урока, перед ним должна  быть опора.

·        Это не наглядное пособие в виде таблиц, а путеводная нить рассказа, правила, способа решения задачи. Слабые ученики пользуются опорой дольше, чем сильные, но это различие в классе незаметно, все отвечают уверенно и заслуженно получают хорошие отметки. 

·        Опорные конспекты способствуют лучшему усвоению материала, потому что конспект позволяет глубже разобраться в изучаемом материале, легче запомнить материал, грамотно и точно излагать материал при ответе, систематизировать полученные знания.

·        Использование опорных конспектов позволяет учителю наглядно представить весь изучаемый материал учащимся и сконцентрировать их внимание на наиболее трудных местах, многократно повторять изученное, провести оперативный контроль усвоения материала, привлечь к контролю знаний родителей.

·        Сверхмногократное повторение с включением трех видов памяти – зрительной, слуховой и моторной – приводит к успешному усвоению учащимися изучаемого материала.

При изучении нового материала максимально  использую демонстрационный и фронтальный эксперимент, техничес­кие  средства обучения, аудиовизуальные средства. Ведь еще Я.А.Коменский писал: "Пусть будет для ýчащих золотым правилом: все, что только можно, предоставлять для восприятия чувствами, а именно: видимое – для восприятия зрением, слышимое – слухом, запахи – обонянием, что можно вкусить – вкусом, доступное осязанию – путем осязания". Об этом же говорил и великий русский педагог К.Д.Ушинский: "… Педагог, желающий что-нибудь прочно запечатлеть в детской памяти, должен позаботиться о том, чтобы как можно больше органов чувств … приняли участие в акте запоминания". И современные психологи подтверждают значительно бóльшую силу восприятия, если  в нем участвует несколько органов чувств. 

 

В зависимос­ти  от  содержания  материала, состава класса, задач, решаемых уроком,  выбираю ту или иную форму работы: беседу, лекцию, эв­ристическую  беседу  и  т.д.

Изложение материала строится в строгом соответствии с планом расположения его в опорном конспекте и его содержанием. Но, конечно, рассказ учителя может быть шире и глубже за счет привлечения дополнительного, занимательного материала, исторических справок, биографических сведений. В конспект же включается только тот материал, который должен быть обязательно усвоен учеником. Во время объяснения учителя ученики не делают никаких записей. Главное для учеников на данном этапе – внимательно слушать объяснение учителя, отвечать на его вопросы, размышлять, разбираться в изучаемом материале, а задача учителя - добиться, чтобы каждый ученик понял каждую часть конспекта.

После объяснения материала всему классу  предъявляется  опорный  конспект . Ис­пользуя  рисунки на опорном конспекте, быстро и четко повторяю весь  изложенный  материал.  Ученикам  хорошо  видно,  что они должны  усвоить  по  данной теме.

В конце урока учащиеся получают напечатанный конспект, который они дома переписывают в тетрадь для конспектов. Данный вид  работы диктуется необходимостью активизации моторной памяти.

Опорные сигналы решают самую сложную из педагогических проблем массового обучения: они позволяют проверять домашнюю работу ученика в свернутом виде. Каждый ученик работает систематически, каждый день, не надеясь на то, что его не вызовут и не спросят.

На этапе проверки знаний стараюсь добиваться не простого запоминания конспекта (что прекрасно получается у учащихся с хорошо развитой зрительной памятью), а его глубокого осмысления и понимания. Для этого использую разнообразные формы контроля, такие как написание по памяти опорного конспекта (полностью или частично по вариантам), тихий опрос (рассказ у  стола  учителя во время написания классом опорного конспекта), магнитофонный опрос, взаимоопрос (рассказ конспекта соседу по парте), «щадящая» форма фронтального опроса (на вопросы учителя один вариант отвечает  другому, а затем ученики прослушивают правильный ответ учителя и оценивают ответ своего соседа).

Одним из видов оперативного контроля усвоения теоретического материала являются физические диктанты, которые составлены мною в соответствии с материалом, изложенном в конспекте. 

Дальнейшая  отработка  материала проходит в ходе выполнения фронтальных  экспериментальных заданий, решения качественных и количественных  задач, во время выполнения лабораторных работ, тестовых заданий, самостоятельных работ.

Методика работы учащихся по опорным конспектам, которые определяют четкость  изложения, выделение главного в материале, изло­жение  его  небольшими порциями, удобными для усвоения и запо­минания,  обеспечивает ученикам успешность продвижения в усво­ении  системы физических знаний

Категория: Мои статьи | Добавил: Татьяна (13.02.2011)
Просмотров: 4016 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Календарь
Международные праздники
Друзья сайта
КАРМАН для математика Мои Бесплатный школьный портал ПроШколу.ру
УчМет - учебно-методический портал. Библиотека разработок, умк, конкурсы, социальная сеть педагогов

Copyright MyCorp © 2025
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz