Перед каждым учителем стоит проблема подбора таких
форм и методов работы, которые
приводили бы к достижению положительного результата. Одним из таких методов
работы является организация учебного
процесса на основе использования
опорных конспектов.
Каким же образом строится учебный процесс при
использовании данной методики?
·
Материал темы делится на крупные блоки, имеющие смысловую и логическую
завершенность, по каждому блоку составляется опорный конспект.
·
Опорный конспект представляет собой лист с рисунками, формулами,
отдельными фразами и словами, в которых закодирована определенная информация.
·
Необходимость конспектов (схем, сигналов) обусловлена тем, что в каждом
классе занимаются ребята с разными способностями, с различным темпом усвоения
изучаемого материала.
·
Виды опор могут быть разными, но
общий принцип, сформулированный педагогами-новаторами, таков: «чтобы даже
слабый ученик мог отвечать у доски достаточно свободно, не задерживать и не
сбивать темп урока, перед ним должна
быть опора.
·
Это не наглядное пособие в виде таблиц, а путеводная нить рассказа,
правила, способа решения задачи. Слабые ученики пользуются опорой дольше, чем
сильные, но это различие в классе незаметно, все отвечают уверенно и заслуженно
получают хорошие отметки.
·
Опорные конспекты способствуют лучшему усвоению материала, потому что
конспект позволяет глубже разобраться в изучаемом материале, легче запомнить
материал, грамотно и точно излагать материал при ответе, систематизировать
полученные знания.
·
Использование опорных конспектов позволяет учителю наглядно представить
весь изучаемый материал учащимся и сконцентрировать их внимание на наиболее
трудных местах, многократно повторять изученное, провести оперативный контроль
усвоения материала, привлечь к контролю знаний родителей.
·
Сверхмногократное повторение с включением трех видов памяти –
зрительной, слуховой и моторной – приводит к успешному усвоению учащимися
изучаемого материала.
При изучении нового
материала максимально использую
демонстрационный и фронтальный эксперимент, технические средства обучения, аудиовизуальные средства.
Ведь еще Я.А.Коменский писал: "Пусть будет для ýчащих золотым правилом:
все, что только можно, предоставлять для восприятия чувствами, а именно:
видимое – для восприятия зрением, слышимое – слухом, запахи – обонянием, что
можно вкусить – вкусом, доступное осязанию – путем осязания". Об этом же
говорил и великий русский педагог К.Д.Ушинский: "… Педагог, желающий
что-нибудь прочно запечатлеть в детской памяти, должен позаботиться о том,
чтобы как можно больше органов чувств … приняли участие в акте
запоминания". И современные психологи подтверждают значительно бóльшую силу восприятия,
если в нем участвует несколько органов
чувств.
В зависимости от
содержания материала, состава
класса, задач, решаемых уроком, выбираю
ту или иную форму работы: беседу, лекцию, эвристическую беседу
и т.д.
Изложение материала строится
в строгом соответствии с планом расположения его в опорном конспекте и его
содержанием. Но, конечно, рассказ учителя может быть шире и глубже за счет
привлечения дополнительного, занимательного материала, исторических справок,
биографических сведений. В конспект же включается только тот материал, который
должен быть обязательно усвоен учеником. Во время объяснения учителя ученики не
делают никаких записей. Главное для учеников на данном этапе – внимательно
слушать объяснение учителя, отвечать на его вопросы, размышлять, разбираться в
изучаемом материале, а задача учителя - добиться, чтобы каждый ученик понял
каждую часть конспекта.
После объяснения материала
всему классу предъявляется опорный
конспект . Используя рисунки на
опорном конспекте, быстро и четко повторяю весь
изложенный материал. Ученикам
хорошо видно, что они должны усвоить
по данной теме.
В конце урока учащиеся
получают напечатанный конспект, который они дома переписывают в тетрадь для
конспектов. Данный вид работы диктуется
необходимостью активизации моторной памяти.
Опорные сигналы решают самую
сложную из педагогических проблем массового обучения: они позволяют проверять
домашнюю работу ученика в свернутом виде. Каждый ученик работает
систематически, каждый день, не надеясь на то, что его не вызовут и не спросят.
На этапе проверки знаний стараюсь добиваться не
простого запоминания конспекта (что прекрасно получается у учащихся с хорошо
развитой зрительной памятью), а его глубокого осмысления и понимания. Для этого
использую разнообразные формы контроля, такие как написание по памяти опорного
конспекта (полностью или частично по вариантам), тихий опрос (рассказ у стола
учителя во время написания классом опорного конспекта), магнитофонный
опрос, взаимоопрос (рассказ конспекта соседу по парте), «щадящая» форма
фронтального опроса (на вопросы учителя один вариант отвечает другому, а затем ученики прослушивают
правильный ответ учителя и оценивают ответ своего соседа).
Одним
из видов оперативного контроля усвоения теоретического материала являются
физические диктанты, которые составлены мною в соответствии с материалом,
изложенном в конспекте.
Дальнейшая отработка
материала проходит в ходе выполнения фронтальных экспериментальных заданий, решения
качественных и количественных задач, во
время выполнения лабораторных работ, тестовых заданий, самостоятельных работ.
Методика
работы учащихся по опорным конспектам, которые определяют четкость изложения, выделение главного в материале,
изложение его небольшими порциями, удобными для усвоения и
запоминания, обеспечивает ученикам
успешность продвижения в усвоении
системы физических знаний
|